Сценарии игры:

Существует большое количество игровых сценариев — на пересечённой местности, в заброшенном здании или на специально подготовленной площадке, «со вводами» или без них (вводом называется возврат на поле поражённого игрока).

«Каре»

Простейший вариант игры — игра «стенка на стенку» без вводов. Команда должна поразить всех игроков команды-противника.

«Захватчик-защитник»

Играют две команды неравного состава. Одна устраивает круговую оборону, вторая пытается захватить крепость.

«Захват флага»

Задача — захватить флаг на базе соперника и принести его на свою базу. Играется обычно с вводами. Вариант: захват «центрального флага»: флаг в центре поля, задача принести его на базу противника или на свою базу.

«Top Gun»

Каждый за себя. Игроки выводятся на середину поля, по первому свистку разбегаются в разные стороны, по второму начинают стрелять друг в друга. Последний выживший и есть «Top Gun».

«Партизаны»

Одна команда держит оборону в лесу, другая пытается «выкурить партизан» из леса.

«Освобождение заложников» или «Захват пленных»

Играют две команды. Выделенные из числа игроков «заложники» могут находиться в плену уже в начальный момент времени или могут быть захвачены в ходе игры.

«Десяток»

Число игроков, как правило, не более 10, у каждого по 10 шариков, с помощью которых он должен поразить максимальное количество соперников.

«Дуэль»

У каждого из игроков по 1 шарику в маркере. По команде судьи два игрока подходят к барьеру (маркеры нацелены вниз) и по сигналу судьи поднимают маркеры и стреляют.

Также дуэль может проводиться на пейнтбольных пистолетах, имеющих магазин на 8 шаров (выстрелов). Как на открытых площадках, пересеченной местности, площадках для спортивного пейнтбола, так и в закрытых помещениях.

«Сопровождение»

Играют две команды. Одна команда на одну треть меньше по количеству — это «Террористы» или «Партизаны». Террористы выходят на поле раньше и устраивают засады. Большая по численности команда должна провести по территории игровой площадки игрока, помеченного ярким жилетом или специальной яркой повязкой (VIP-персону). Задача провести VIP-персону через все засады не пораженным. Это сценарий подходит для больших лесных площадок или для больших площадок со зданиями и сооружениями.


Правила:

Человек, в которого попадает шарик и оставляет отметину — от своего или от чужого, в любую точку, в том числе в оружие — выбывает из игры (поднимает маркер вверх стволом и выходит с поля). В спортивном пейнтболе — до конца времени игры, в тактическом — идет на «респаун». Правила входа в игру зависят от сценария. Прежде чем выходить на площадку, игрок обязан вытереть со своей одежды всю краску. Если есть подозрения, что в противника было попадание, кричать: «Судья, проверь!».


Безопасность:

Находиться на игровой площадке без маски запрещено.

За пределами игровой зоны и тира маркер должен быть поставлен на предохранитель. Даже при соблюдении этого правила вне игровой зоны нельзя наводить оружие на людей. 

Не рекомендуется стрелять в упор; если удалось подобраться к противнику незамеченным, можно сказать «Аут!», после чего взятый врасплох игрок должен поднять руку и признать себя поражённым. Не следует стрелять в поражённых.

В случае, если сценарий играется не на выделенной площадке, при появлении посторонних людей следует немедленно прекратить игру и предпринять все необходимые действия для прекращения игры остальными участниками. Сообщение о постороннем передаётся «по эстафете», игра возобновляется, когда посторонний выходит за пределы игровой зоны.